Рамиз Мустафаев: «Человеческие отношения – самое главное»

Главный тренер молодёжной команды «Витязя» Рамиз Мустафаев рассказал о задачах команды на сезон, своем видении футбола и главных принципах, которых придерживается как в работе, так и вне ее. 

– «Витязь» для вас – не чужой клуб, можно сказать родной. Расскажите, пожалуйста, о том, какое место он занял в вашей футбольной биографии и жизни в целом?

– Я воспитанник футбольной школы «Чертаново», после школы за «Чертаново» играл три года, потом был период в Липецке, где я отыграл два года. С 1997 года я уже в «Витязе», как бы пафосно не звучало, родной клуб в сердце!

– В то время, когда вы выступали за «Металлург», команда за два сезона чуть не вышла в Высшую лигу, как это было?

– В тот сезон всего одна команда выходила в Высшую лигу, но все равно это был успех для клуба. Хотя, положа руку на сердце, я там не был лидером команды, но довольно-таки много матчей сыграл. Ну, конечно успешно.

– Позже вы попали в раменский «Сатурн».

– Так получилось, что мы играли «Витязем» под эмблемой «Сатурна-2». Потому что в 1999 году каждой команде Высшей лиги нужен был дубль, а у «Сатурна» его не было, тогда руководство раменского и нашего клуба решили, что под эгидой «Сатурна-2» будет играть «Витязь». То есть фактически это «Витязь» и есть.

– Получается, потом он самостоятельным стал.

– Да. Изначально в 1998 году мы играли в стыковых матчах за выход во второй дивизион, но не смогли выйти в лигу выше, проиграв по сумме двух матчей представителю зоны «Москва» – «Спартак-Чукотка», тогда клуб такой еще был. В 1999 году под эмблемой «Сатурна» мы играли во Второй лиге, заняли третье место. Потом у «Сатурна» появился собственный дубль, а мест во Втором дивизионе уже не было и пришлось опять через КФК, который в 2000 году мы выиграли. С 2001 года мы были во втором дивизионе.

– Рамиз Арастунович, как восприняли новость о назначении на новый пост?

– Начну с предыстории тогда. Я с 2011 года был помощником главного тренера молодежной команды у Папаева Виктора Евгеньевича. Потом в конце 2012 года, в октябре, за несколько туров до конца чемпионата меня назначали главным тренером «Витязя-М». То есть опыт у меня уже был в течение полугода и до апреля месяца 2013 года я трудился главным тренером молодёжки, для меня это не ново. Позже произошли перестановки и меня перевели в главную команду, где я был помощником главного тренера у Тернавского Владислава Михайловича в течение двух лет. Сейчас с 1-го июля, вновь произошли небольшие изменения в клубе, и меня назначали на пост главного тренера молодёжки.

– Представьте, пожалуйста, вашего нового помощника.

– Помогал Романову Андрею Витальевичу и мне будет помогать Рустем Михайлович Алымов. Он работает в ДЮСШ «Витязь» тренером команды 2003 г.р., является тренером вратарей. Так же и в «Витязе-М» он будет тренером вратарей и моим помощником. Мы друг друга знаем очень давно, мы одного возраста, играли вместе в мини-футбол – и такой небольшой этап был. Он меня устраивает на все 100%, надеюсь и ему со мной комфортно.

– Наверняка у вас уже сложился определенный тренерский стиль, расскажите о своей философии футбола?

– Все любят «Барселону» (смеется), ну а так ничего нового не открою. Естественно, нравится быстрый переход из обороны в атаку, но ничего не вижу плохого в том, чтобы контролировать мяч, находясь в позиционной атаке. Если мы будем долго держать мяч, даже перекатывая на безопасном расстоянии от ворот соперника, по крайней мере, мы его будем сохранять и искать лазейки в обороне соперника.

– Получается, вы берете лучшее от «Боруссии» и «Барселоны»?

– В принципе, многие стараются так, тут ничего нового я не сказал. Пока мяч у нас – мы не пропустим, можно сказать, это уже оборона – если мы с мячом, то обороняемся. Я никогда не запрещаю импровизацию, по большому счету, все решает именно она. Какие-то наигрыши в тренировочном процессе, теоретические занятия – это все здорово и хорошо, но как вспомогательные моменты, чтобы ребята на поле в цейтноте на автомате могли сделать такое, что принесло бы пользу команде, чтобы не было ступора. А так, повторюсь, все решает индивидуальное мастерство, я никогда не запрещаю импровизировать, только «за».

– Изменились ли ваши взгляды на жизнь и футбол с тех пор?

– Ну да, все равно где-то что-то смотришь, читаешь, черпаешь для себя. Какие-то новшества есть, но по большому счету, я как проповедовал свою модель игры, так и сейчас стараюсь и думаю, ребятам она нравится. Все равно что-то новое увидишь, подсмотришь. Сейчас я поступил на учебу в Академию тренерского мастерства, хоть там и было всего две лекции, но уже что-то подчерпнул для себя. Планирую получить лицензию UEFA категории «B», можно перескочить с «С» (лицензия детского тренера – прим.) на «B», она дает возможность работать в профессиональном клубе, но так как у меня стаж профессиональный больше 10 лет, то меня допустили на нее сразу. В группе со мной учится Алексей Медведев, Егор Титов и другие…

– Что для вас важнее – результат или красивая игра?

– Это взаимосвязано. Результат все любят, но с другой стороны, в молодежной команде главное – дать подпитку основной команде, правильно? Мы много работаем над индивидуальными качествами, но и поражения никому не понравятся, ведь они угнетают психологически. Я и ребятам говорю, что каждый день, на каждой тренировке, да даже играя в домино или выйдя на улицу поиграть в хоккей, условно, вы везде должны хотеть выиграть. Призываем дорабатывать в каждом моменте, но в тоже время и получать удовольствие от процесса.

– Вы работали в штабе с Андреем Романовым и Владиславом Тернавским. Что-то взяли от них на вооружение? Чей подход был вам ближе всего?

– Играя в футбол, я был подопечным Андрея Витальевича много лет. Знакомы очень давно, у нас с ним всегда были прекрасные отношения. Мне импонировала его манера тренировочного процесса, да и вообще как человек приятен он, с ним интересно общаться на любые темы. Если раньше я был его подопечным, то сейчас надеюсь, что когда-нибудь вместе поработаем. От каждого понемножку – и от Романова, и от Тернавского. За два года работы с Владиславом Михайловичем подсмотрел некоторые моменты, начиная от бытовых, и так далее. Я считаю, это нормальное стремление человека, который хочет учиться, это не зазорно. Не только у них можно взять на вооружение. Ездишь, смотришь другие игры – дети у меня занимаются футболом, из детско-юношеского футбола тоже можно подчерпнуть какие-то моменты, там сильный тренерский состав в академии «Чертаново». Наблюдаешь, общаешься с ними. Вот так всего понемножку, надеюсь и учеба на лицензию «В» много что даст. Чей подход ближе? Свой.

– Что вам не нравится в тренерской профессии?

– Да, наверное, все нравится. Не нравилось бы – не хотел бы работать.

– Есть ли кто-то из тренеров, чья работа вызывает наибольший интерес?

– Оригинальным не буду, естественно Гвардиола, Моуриньо. У каждого свой стиль, своя манера поведения, свой рисунок команды. Тот же Анчелотти, который еще со времен «Милана» мне импонирует. Из российских тренеров я надеюсь и искренне переживаю за Игоря Черевченко, который возглавил «Локомотив», потому что мы с ним немножко знакомы, я слежу за его успехами. За Андрея Гордеева, который «Мордовию» возглавил – он мой одноклассник, мы учились с ним вместе. Не может не импонировать работа Слуцкого, того же Бердыева, Сёмина. Жалко, что мало возможностей поехать посмотреть какой-нибудь микроцикл, например ЦСКА или любого другого клуба Премьер-Лиги. Тот же Кононов в «Краснодаре» хорошо работает, Гончаренко вот сейчас в «Урале», да и в «Кубани» хорошо работал. Смотрю на всех и пытаюсь найти что-то новое для себя, даже смотря по телевизору или читая интервью. Мне вот это интересно, а время покажет.

– Какие цели и задачи ставятся перед молодежной командой «Витязя»?

– Подготовка футболистов для основной команды. На конкретный отрезок времени? Сейчас мы идем на десятом месте из четырнадцати команд, я поставил задачу попасть в пятерку. Думаю, мы ее выполним.

– Следили ли вы за молодежной командой в этом сезоне?

– Конечно. Я всегда довольно-таки тесно общался с Андреем Витальевичем Романовым, Павлом Геннадьевичем Истрашкиным (директор команды – прим.), постоянно был в курсе.

– Каким образом ведется отбор в молодежную команду? Есть ли у нее селекционеры?

– Селекционеры присылают ребят, посмотрите этого, этого. Мы просматриваем всех, иногда хватает дня, чтобы посмотреть, может необъективно, но принимаем коллегиальное решение. Видно все равно, у кого-то есть школа, у кого-то нет ее, кто-то после травмы пришел, если мы что-то в нем приглядели, можем и оставить на более длительный просмотр. Отовсюду игроки, со всего Подмосковья и других регионов России.

– Просматриваете ли вы городские турниры, проводимые под шефством ФК «Витязь», на наличие юных ребят, которые могли бы выступать за молодежную команду?

– Местных ребят мы знаем всех в Подольске, сейчас 1997 и 1998 года на подходе. Любители? Все-таки любительский уровень это любительский уровень, поэтому очень сложно кого-то там найти. Если есть возможность, то Павел Геннадьевич смотрит, он в регионах бывает и просматривает молодых ребят, периодически сюда кого-то привозим.

– Есть ли ребята из московских школ? Охотно идут?

– Как в главной команде, так и у нас есть ребята из московских школ. Естественно, сначала почти все хотят попасть в дублирующие составы команд-грандов: «Спартак», ЦСКА, «Динамо», «Локомотив», а кто-то наоборот. Два года назад, когда я был в «Витязе-М», так удачно сложилось, что ребята 1994 г.р. попали к нам из московских школ и им нравился тренировочный процесс, выглядели достойно в турнирах, товарищеских матчах. Потом очень многих я лично рекомендовал в главную команду, и кто-то там оказался.

– Почему, минуя главную команду, некоторые игроки «Витязя-М» (например, Мараев, Борзых, Волков и Згибарца), перешли на профессиональный уровень в других клубах?

– Трудно сказать. Тот же Мараев подключался к тренировкам основной команды еще при Андрее Витальевиче. Может, не захотели? Или условия в других клубах были лучше. У Згибарцы были проблемы с паспортом, он же молдаванин.

– Со сменой на тренерском мостике, произошли какие-то изменения в составе?

– Нет. Мы сейчас очень тесно сотрудничаем с главной командой, и те ребята, которые будут получать мало игровой практики там, будут выступать за молодёжку. По решению главного тренера «Витязя» они принимают участие в нашем тренировочном процессе. Сотрудничаем тесно и это нормально, для этого и должен быть молодёжный состав. Новички? Тех, кто не прошел на данный момент в главную команду, но руководство на них рассчитывает в будущем или по окончании сезона, мы заявим за «Витязь-М» и надеюсь, они нам помогут. Но опять же, играть будет сильнейший. Я разговаривал с ребятами из первой команды: если кто-то будет тренироваться в полноги или будет шапкозакидательское настроение, то разговор будет жестким.

– Поменялась ли модель игры?

– Мы будем придерживаться той же модели, что и главная команда. Это рекомендация Сергея Полстянова и я абсолютно не против. Любые не то чтобы указания, а пожелания будут исполняться в молодежке без каких-то проблем. К сожалению, так и не получилось провести товарищеский матч, даже не получилось полноценной двухсторонки. Ну, ничего страшного, я не думаю что это проблема, надеюсь, в первых матчах все будет хорошо.

– С новым главным тренером уже обменялись мнениями о том, кто мог бы усилить главную команду?

– Конечно, обменивались мнениями, также мы подключали многих ребят для тренировок с основным составом. Главный тренер «Витязя» всех видел, всех их знает, и никаких секретов нет. У меня прекрасное отношение со всем тренерским штабом главной команды и никаких проблем в общении нет. К тому же, с Сергеем Николаевичем мы вместе играли в Липецке.

– В новом сезоне ПФЛ ввела так называемый список «Б» (список, в который помимо основной заявки включаются молодые игроки в возрасте до 18–19 лет), на ваш взгляд это правильный шаг?

– Я не очень силен в этих нюансах. Да, знаю про доморощенных и местных футболистов. Правильный ли шаг? Правильный, но здесь все глубже намного. Это хорошо для тех, у кого сильная академия, у того же «Спартака» например. Им есть откуда черпать, а вот в регионах? Откуда постоянно сильнейших забирают академии Премьер-Лиги, начиная с десятилетнего возраста. Возьмем условный Курск – начиная с десяти лет, туда едут селекционеры и забирают ребят. Что остается к шестнадцати годам? И где брать местному клубу своих воспитанников, которые готовы играть на профессиональном уровне? Это жизненный процесс, это не секрет, все всё знают. Без сильной своей ДЮСШ клубам будет очень сложно и как они будут выкручиваться я не знаю.

– Смотрели юниорский Евро? Как вам?

– Это же сборная 1996 г.р., они два года назад выиграли Евро до 17 лет, сейчас вышли в финал. Играли достойно, главное не потерять их. Там работает очень сильный и грамотный специалист Дмитрий Хомуха, мне нравится его работа. Думаю, со временем он и молодёжную сборную возглавит, там будут всё те же ребята, которых он знает. Надеюсь, что все будет хорошо, а там время покажет.

– Что скажете о лимите «6+5» – это хорошо и плохо для российского футбола?

– Я думаю, это плохо для нашей сборной. Получается, что более 100 российских футболистов гарантированно будут играть в Премьер-Лиге, а уровень от этого сильнее не станет. Я за лимит «15+10» был, если все 10 легионеров выйдут на поле, значит они сильнее, тогда у наших футболистов будет больше стимула для роста. Хотелось бы ошибаться, и чтоб сборная у нас была сильная к Чемпионату мира, но я скептически отношусь. На данный момент, не вижу, что сборная может что-то выиграть.

– Вы говорили, ваши сыновья занимаются в «Чертаново», как успехи у них?

– С переменным успехом. Старший – вратарь 98 года. До четырнадцати лет где-то не дотягивал он, был слабее остальных. Два года он играл за ДЮСШ «Витязь», получал игровую практику, а тренировался в «Чертаново». Позже окреп, подрос, и желание у него такое фанатичное, так что дела пошли в гору. Надеюсь, у него все получится. Младший – нападающий 2002 года, высокий. Поначалу ему немножко легче давалось за счет роста, много забивал, затем из-за физиологии организм не поспевает за быстрым ростом, но ему 13 лет, желание есть и задатки есть, все тесты, нормативы лучшие. Трамплин есть, а дальше нужны характер и стремление. Время покажет, главное – оставаться людьми. Я это им всегда говорю, да и ребятам на тренировках.

– Хотели бы вы, чтоб они связали свою карьеру с «Витязем»?

– Почему бы и нет.

– Есть ли у вас жизненный девиз?

– Честность, порядочность. Я это и детям говорю, и с ребятами много на тренировках разговариваю. Человеческие отношения – это самое главное. Не все мы футболистами станем, но через некоторое время мы должны будем встретиться и посмотреть друг другу в глаза без всяких обид, без всего. Я считаю, это самое главное. И по жизни я стараюсь общаться в таком же духе. Девизом бы я это не назвал, скорее жизненной позицией. В этом плане мы очень пристально следим в «Витязе-М». Если раньше были варианты взять игрока, но он своим поведением плохо влиял на коллектив, то мы отказывались.

 

Олег Андреев

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.