Андрей Сафронов: «Из спорта нужно уходить сильным!»

Для футбольного клуба «Витязь» 2016 год - юбилейный. История подольской команды насчитывает 20 лет, она неразрывно связана с судьбами многих подольчан, которые стояли у самых истоков возникновения клуба, занимались его развитием и до сих пор остаются ему преданы. В этой связи моим собеседником стал Андрей Сафронов – игрок не только «Витязя», но и сборной России по мини-футболу. О том, как складывалась головокружительная карьера футболиста из Подольска, что послужило причиной неожиданного ухода из большого спорта и почему «Витязь» для него родной дом – пойдёт наш разговор.

- Андрей, а это правда, что вы начали заниматься футболом с пелёнок?  

- (Улыбается). Можно и так сказать! В 1975 году, когда я только родился, на базе 24-ой школы образовался спортивный клуб «Молодая гвардия», руководил которым Юрий Алексеевич Морозов. На поле ребята гоняли мяч, а мамы с колясками ходили рядом. Там же гуляла и моя мама со мной. И вот в какой-то момент мяч отскочил и угодил прямо ко мне в коляску! Мама была очень обеспокоена произошедшим, Юрию Алексеевичу пришлось извиняться, и в конце концов решили они, что быть мне футболистом!

- А если серьёзно, в каком возрасте вы пришли в футбол?

- Футболом я стал заниматься с первого класса. Учиться пошёл в 24 школу, и сразу попал «Молодую гвардию», соответственно Юрий Морозов стал моим первым тренером.

- В одной из наших бесед с Юрием Алексеевичем он сказал, что ему сразу было понятно, что вас ждёт большое футбольное будущее, прежде всего потому что «Андрей Сафронов – лидер по природе и большой труженик»…

- В команде ребята выбрали меня капитаном и это была ответственность, подвести я их не мог. Тренировался действительно очень много, с мячом проводил день и ночь, да и можно ли в спорте по-другому? А вообще, футбол - игра коллективная и результат, хороший или плохой, - заслуга всей команды.

- Не удивительно, что ваша команда добилась ошеломительных результатов – в 1990 году в Муроме вы выиграли Всесоюзный финал «Кожаного мяча» и стали чемпионами страны…

- Да, мы к этому долго стремились и победа на таком высоком уровне дала ещё большей уверености в себе, в своих возможностях. Все мы тогда поняли, что нет ничего невозможного, если очень этого хотеть! Получилось так, что наша команда стала последним чемпионом "Кожаного мяча" в СССР, ведь вскоре Союз распался...

- В 16 лет вы дебютировали в мужской команде. Не страшно было выходить на поле против взрослых футболистов? Коленки не дрожали?

- Дело в том, что в детстве я всегда играл против ребят, которые были старше меня, но, несмотря на это, старался держаться на равных. Поэтому, когда в 16 лет я резко из детского футбола попал во взрослый, никаких трудностей с этим не испытывал. Команда «Кинотавр», в которой я играл (ранее называлась «Подмосковье»), просуществовала недолго, года два, но за этот короткий отрезок времени нам удалось выйти во второй дивизион. Кстати, в этой команде со мной заключили первый контракт.

- Помните свою первую футбольную зарплату?

- Учитывая, что это было до смены денег, когда зарплаты людей были в среднем 100 – 120 рублей, мне платили 175 , т.е. прилично по тем временам. И первый свой заработок почти целиком отдал маме. К сожалению, совсем недавно она ушла из жизни...

- Мои соболезнования... Андрей, а как вы попали в мини-футбол?

- В 1992 году я поступил в Институт физкультуры (тогда он назывался ГЦОЛИФК, ныне РГУФК) и там на первом курсе у нас образовалась студенческая команда по мини-футболу. Для меня это было необычно, но ради интереса решил попробовать. Оказалось, мини-футбол и большой футбол – абсолютно разные виды спорта! В мини-футболе скорость принятия решений очень большая, нагрузка совершенно другая. Даже если ты хорошо играешь в футбол, это не значит, что ты будешь хорошо играть в мини-футбол.

- Но у вас получилось…

- Когда я пришёл на первую тренировку, если честно, даже правила не знал. Помню, вбросил мяч из аута из-за головы, вместо того чтобы ввести его снизу. После этого мне сказали, чтоб я сел на скамейку и поучил правила. Пришлось выучить, начал играть. И, можно сказать, мини-футбол меня захлестнул! На первом же просмотре меня заметили представители чертановского клуба и пригласили к себе, и это была уже премьер-лига. Вратарём, кстати, чертановской команды был тоже подольчанин, мой друг Рустэм Алымов. Сейчас он работает в ДЮСШ «Витязь» и без преувеличения могу сказать, это самый талантливый тренер в спортшколе.

- А как вы попали в сборную?

- Ещё в детстве, когда я занимался у Морозова Ю.А., он как-то спросил, есть ли у нас мечта, и попросил написать три самых заветных желания на листке бумаги. Уже тогда одним из моих желаний было попасть в сборную страны. И в 1997 году моя мечта сбылась - в «Чертаново» пришла бумага из Спорткомитета о том, что Андрей Сафронов вызывается в сборную страны по мини-футболу...

- Но ведь у вас был шанс попасть даже в сборную по футболу. Что не сложилось?

- В 1989 году я действительно был кандидатом в сборную СССР по футболу. Не сложилось, наверно, потому что был недостаточно подготовлен. Другие игроки оказались сильнее. Не скрою, переживал, было обидно, но вместе с тем, меня это по-хорошему разозлило! Захотелось во что бы то ни стало добиться успеха, доказать самому себе, что я способен на большее.

- Отличная мотивация! Как складывалась ваша карьера в сборной по мини-футболу?

- Как только я оказался в сборной, мы поехали в турне по Бразилии и вскоре главный тренер, Евгений Ловчев, пригласил меня в команду премьер-лиги "Минкас". В то время она входила в число сильнейших команд Москвы и я охотно согласился. В «Минкасе» я сразу стал лидером, ведущим игроком. Если я говорил руководству, что мне нужны конкретные игроки, они тут же появлялись в команде. Так, вскоре ребята, с которыми мы были в одной четвёрке в «Чертаново» - Бесо Дзаидзе, Сергей Мясоедов и Владимир Алексеев, перешли ко мне в «Минкас». В игре они выполняли всю черновую работу, передавали мяч мне и я забивал. Находясь на особых условиях в клубе такого уровня, можно было просить любые материальные блага – квартиру, машину и т.д. Но для меня всё это не было в приоритете. Я, прежде всего, фанат своего дела, для которого главное - игра и победа. 

- Большая редкость среди нынешних «звёзд» футбола… Однако, при всём вашем фанатизме, почему вдруг на самом взлёте своей карьеры вы приняли решение уйти из большого спорта?

- У нас в Подольске была команда «Красная горка», мы играли сначала на город, потом на область, причём в ней играли даже ребята из «Минкаса». Но совмещать участие в команде премьер-лиги и в «Красной горке» было очень тяжело… Я оказался перед выбором – либо остаться в большом спорте, либо уйти из него, ради подольской команды. Я выбрал второе.

- А не жалеете?

- Нет. Это было незадолго до образования футбольного клуба «Витязь» и когда он начал формироваться, весь основной костяк «Красной горки» плавно перебазировался в «Витязь». Так в самом первом составе оказались - Рамиз Мустафаев (ныне – главный тренер молодёжной команды «Витязь»), Алексей Романов, Александр Сумин и другие.

- А кто был первым тренером «Витязя»?

- Поначалу ребят тренировал я.

- То есть в историю войдёте ещё и как первый тренер «Витязя»…

- Ну, это, наверно, громко сказано. Просто я был капитаном команды и параллельно руководил тренировочным процессом. А в дальнейшем у нас появился профессиональный тренер Виктор Ноздрин. Мы были не просто командой, у нас, можно сказать, была футбольная семья! Играли без всякого зазнайства, без самолюбования и звёздной болезни. Ничего кроме футбола нас не интересовало вообще!

- Почему, на ваш взгляд, нынешняя молодёжь другая?

- Сейчас они себя жалеют! Для них созданы все условия – база, тренерский состав, медицина, питание, проживание… Только играйте! Но нет… они всё думают, вот я сейчас себя поберегу, а когда буду в «Барселоне», тогда и начну играть. Но так не бывает! Надо понимать, что не будет никакой «Барселоны», пока не начнешь побеждать сейчас.

- Почему в 2002-м вы перестали играть?

- Я тогда получил травму… Вообще, считаю, что из спорта нужно уходить сильным, чтобы не было потом разговоров «каким он был и каким стал!». Такого я точно не хотел, поэтому стал работать в структуре «Витязя» спортивным директором.

- Но вскоре, я знаю, вы стали футбольным агентом…

- Да, я понял, что на этом поприще я нужнее. Езжу сейчас по регионам, просматриваю огромное количество команд, ищу перспективных игроков, а потом комплектую ими футбольные клубы.

- И как у нас в регионах – не перевелись ещё самородки?

- Нет, талантливых ребят в России очень много! Здесь важно увидеть потенциал игрока, его возможности, а главное, желание развиваться.

- В этом смысле вы являетесь своего рода наставником молодого футболиста?

- И наставником, и психологом, и юристом... Со своей стороны я делаю всё, чтобы молодой игрок увидел свои перспективы и целенаправленно делал спортивную карьеру именно там, где он нужен. А грамотно - укомплектованная команда в конечном итоге переходит, например, из третьего дивизиона во второй или из второго - в первый.

- А у нашего «Витязя» есть шансы заиграть в первом дивизионе?

- Для меня «Витязь» - это как дом родной. Если мне будет поставлена соответствующая задача, я приложу для этого все усилия. Сейчас «Витязь» переживает омоложение состава. И это правильно. Алексею Храпову, например, уже 38 лет, когда-то мы играли вместе… Пришло время уступить дорогу молодым. Но переход из детского футбола во взрослый, не всегда даётся легко. На всё требуется время. И тем не менее, в «Витязь» придут игроки, способные бороться, показывать результат и конечно, радовать многочисленных болельщиков новыми победами.

 

Евгения Конкина

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.