Пётр Самсоненко: «Моя жизнь сложилась так, как я хотел!»

Воспитанник подольского «Торпедо», игрок казанского «Рубина», капитан челнинского «КАМАЗа» и Лучший тренер Московской области… Пётр Григорьевич Самсоненко почти 15 лет преподает в ДЮСШ «Витязь», взрастил не одно поколение футболистов. О том, как сложилась спортивная карьера и судьба ветерана подольского футбола - и пойдет наш разговор.

 

- Пётр Григорьевич, расскажите о своём детстве, как вы пришли в футбол?

- Футболом я заболел лет в девять. Мой старший брат Александр (я в семье был шестым ребёнком, а он – четвёртым) играл в подольском «Торпедо». Занимались они тогда на стадионе «Машиностроитель», который был расположен напротив нынешнего центрального рынка. А мы жили на Литейной. Так вот я один, 9-летний мальчишка, почти через весь город бегал к ним на стадион, смотреть, как они играют. Хорошо, что родители этого не знали, ни за что бы не разрешили! Но футбол меня тянул словно магнит! Брат играл за старших юношей. Помню, как после матча он снимал свою мокрую майку и отдавал мне, а я тут же одевал её на себя! Для меня это было счастье! Но более осознанно я начал играть в футбол лет в 14, когда меня включили в сборную моей школы (сейчас это школа №28, а тогда была №2). Кстати, до 5-го класса я вообще был отличником! Пока не связался с футболом! (смеётся)

- А кто был вашим первым тренером?

- Первым своим тренером я считаю Зотова Николая Фёдоровича, который научил меня играть в хоккей. Мы тогда все во дворах играли, и вот как-то проходя мимо нашего дома, Николай Фёдорович заметил меня, подошёл и предложил ходить к нему на хоккей. Занимались они тогда на старой коробке у вокзала. Хоккей мне нравился, но больше я тянулся всё же к футболу и вскоре стал заниматься у Николая Тимофеевича Алексанова. У него была очень сильная команда 1948 года, они выступали на Первенстве России. А меня, хоть я и был младше всех игроков на четыре года, они брали с собой на сборы в Кузнечики. Там я и гонял мяч вместе со старшими ребятами.

- На какой позиции вы играли?

- Полузащитник. У меня как у левши очень хорошо получался удар с левой ноги. И я, как в детстве, так и потом во все последующие годы всегда был левым полузащитником. Говорят, что правая нога у меня для ходьбы, а левая – для футбола. До сих пор, те, кто играл со мной, вспоминают, как я мог забить с углового или с центра поля.

- Я знаю, что и Стрелков Борис Николаевич вас тренировал…

- Да, Борис Николаевич стал моим тренером, когда мне исполнилось 16. Человек уникальный, обладатель Кубка Советского Союза за «Шахтёр» (Донецк), знаменитый на всю страну вратарь… Для нас это был кумир! Внешне – очень импозантный, одевался стильно, всегда был чисто выбрит, не удивительно, что мы все хотели походить на него. Как тренер – требовательный, причём он приучал нас к дисциплине не только в футболе, но и в жизни. Многому он меня научил и я считаю, мне очень повезло, что жизнь свела меня с этим человеком.

- Это он повлиял на ваш выбор профессии, когда после школы вы решили поступать в Институт физкультуры? 

- Нет, решение поступать в ГЦОЛИФК (Институт физкультуры в Москве) я принял сам. Вместе со мной тогда на один курс поступил и Юрий Морозов. Вот там-то у нас и началась настоящая футбольная жизнь! В институте было много футбольных команд разного уровня. Самая сильная – первая, в которую стремились попасть все. И несмотря на то, что я только поступил, меня сразу включили в состав первой команды. Параллельно я играл за подольское «Торпедо».

- Как удавалось всё это совмещать?

- Когда занимаешься любимым делом, никогда не устаёшь, не замечаешь трудностей. Помню, как отправили нас, студентов, на картошку в Волоколамский район. Два месяца жили в глухой деревне. И вот приходит туда телеграмма от Бориса Николаевича Стрелкова – «Приезжайте в Подольск на игру!». Это было Первенство Московской области, и подольскому «Торпедо» предстояло сразиться с серпуховским «Авангардом». Мы с Юркой, не долго думая, садимся в поезд и – в Подольск. 5 часов дороги на перекладных в один конец! Мне та игра хорошо запомнилась – бью по воротам соперника, а вратарь отбивает мяч руками, я бью ему обратно – удар за ударом. На пятый раз тот не выдержал и закричал: «Я больше не буду на воротах стоять! Он мне все руки отбил!» Короче говоря, разгромили мы тогда серпуховских 6:0 и сразу на поезд в обратный путь. Мокрые, голодные, в резиновых сапогах – вид у нас был такой, что, помню, даже милиция остановила, заинтересовалась, откуда и куда мы направляемся.

- Нынешней молодёжи это даже представить сложно… Что вас мотивировало на такие «подвиги»?

- Любовь к футболу, больше ничего! А потом Борис Николаевич для меня был не просто тренер, я вообще считаю его великим человеком. Поэтому любая его просьба или наставление не обсуждались, выполнялись с удовольствием. Конечно, сейчас среди моих воспитанников такого нет и в помине.

- Как думаете, почему они сейчас другие?

- Время сейчас другое. Интересы другие… Я ведь после игры заснуть не мог спокойно, в голове все игровые моменты прокручивались. Кроме футбола ни на что не отвлекался…

- Благодаря этому, наверно, вы и добились серьёзных результатов в своей карьере – в 1975-м играли в первой лиге в составе казанского «Рубина»…

- Мне был 21 год, когда я попал в «Рубин», тогда он играл ещё во второй лиге, а потом мы перешли в первую, в которой я провёл три года. Впечатления не забываемые… Большой футбол – другая жизнь! Потом, когда я из «Рубина» перешёл в «КАМАЗ» (Набережные Челны) - вторая лига, на меня там смотрели как на великого футболиста. На протяжении нескольких лет многие болельщики приходили на стадион именно «на меня».

- А почему пришлось уйти из первой лиги?

- Были причины… В «Рубине» произошёл раскол на два «лагеря» (молодые игроки и возрастные), каждый хотел видеть «своего» капитана, но последнее слово как всегда оставалось за тренером. Я не смог отказаться от «нашего» капитана из молодых игроков, т.к. по отношению к ребятам это было бы предательством. В общем, меня и ещё троих игроков «отцепили» тогда из команды… Случайность или нет, но вскоре после моего ухода «Рубин» вылетел из первой лиги, а через год они попали в одну группу с Набережными Челнами, где я уже был капитаном команды.

- Интересно, какой был результат ваших матчей…

- На домашней игре мы сыграли вничью, а на выезде у них в Казани попали 2:1. Видимо, они оказались сильнее, хотя присутствовал и политический момент, ведь мы приехали играть в столицу Республики Татарстан, как-то не солидно им было проигрывать… А вообще команды были достойны друг друга, чуть позже на Спартакиаде России казанский «Рубин» и «КАМАЗ» разделили третье место!

- Пётр Григорьевич, а что заставило вас 1985 году вернуться домой, в родной город?

- В Подольск я вернулся по семейным обстоятельствам, а поскольку четыре года до этого я был уже играющим тренером, то по приезду сразу же взялся тренировать «Торпедо» вместе со Львом Александровичем Городничевым. Я ему помогал мужские команды тренировать, и ещё у меня детские были всех возрастов. Незадолго до моего возвращения, в 1984 году, «Торпедо» вылетело из высшей лиги, и я бросил все силы, чтобы наши ребята вошли туда снова. На стадион приходил в 9 утра, а уходил в 9 вечера. Лев Александрович меня подбадривал: «Да, не волнуйся ты так, вернемся мы обратно!». Так вскоре и получилось! Ребята все играющие, мне с ними было легко. Помню свой первый выезд с ними на игру в Луховицы. Я до этого в команде мастеров привык всегда быть в костюме, белой рубашке и при галстуке. Так вот и в Луховицы я отправился так же! Стоит ли говорить о том, как на меня смотрели мои подопечные? И не только мои… Чувствовал себя белой вороной! После этого стал одеваться проще, как и остальные тренеры – в спортивный костюм.

- Не жалели, что вернулись в Подольск?

- Конечно, не всё было просто… И жалел, и привыкал очень долго… Но время шло, и подольское «Торпедо» постепенно мне тоже стало родной командой. Тем более, результаты у нас всегда были очень достойные. Соперники по игре нас и уважали, и боялись. «Сатурн» (Раменское), «Торпедо» (Люберцы), «Метеор» (Жуковский) - эта группа была тогда сильнейшей в области, а мы были ведущей командой. Торпедовская школа на-гора выдавала очень перспективных футболистов, многие из них впоследствии играли в командах мастеров. Так что, оглянувшись назад, сейчас понимаю, что моя жизнь сложилась так, как я хотел! Тренировал детей даже тогда, когда в 1995-м прекратилось финансирование и «Торпедо» перестало существовать. А ребят я своих вёл до 1998-го года. Хорошая была команда у меня 1979 года, там и Лёша Борушевский занимался (потом он играл в ЦСКА), и Коля Оськин, и Дима Ястребов (очень был перспективный парень, жалею, что не отвёз его в Казань), и Паша Истрашкин… Меня перевели в «Пахру», где на базе клуба была футбольная секция. Вот там мы с ребятами и стали заниматься, не хотел, чтоб они по улицам болтались без дела. 90-е годы для всех стали переломными, выживали, как могли. Мне тоже пришлось поработать на рынке охранником… А в 2002 году меня пригласили на тренерскую работу в ДЮСШ «Витязь».

Команда 1979 г.р. 

- Тогда это был период становления футбольной школы. Помните, как всё начиналось?

- Я тогда не знал, где мне детей взять, как команду набрать... много было организационных вопросов. Спасибо Морозову Юрию Алексеевичу, который нам помогал, Мызникову Андрею… Набрал постепенно три команды 1985, 1986 и 1987 годов, тренироваться мы стали в Климовске на Весенней, там был хороший зал напротив стадиона «Весна»… И в тот же год мы занимаем на области призовое второе место!

- А вам тогда присудили звание «Лучшего тренера Московской области»…

- Мы тогда много наград получили! Мне пришлось раз 5-6 выходить за кубками (все три мои команды заняли призовые места!) Помню даже, Алексей Парамонов, олимпийский чемпион, тогда сказал: «Подольск, ну вы даёте! Все кубки себе забрали!» Приятно было, не скрою. В футболе ведь как говорят, если команда выиграла, значит ребята молодцы, а как проиграла – тренер плохой! А тут и про меня не забыли, отметили. Но для меня все эти награды – не главное. Важнее было понимание, что делаю всё не зря, что удалось что-то хорошее привить ребятам, воспитать в них нормальные человеческие качества.

- Я думаю, вам это удалось…

- О, вы бы видели, что они устроили мне на 60-летний юбилей! Собрались все мои выпускники, заказали ресторан, меня с женой пригласили, организовали всё на высшем уровне… Я был тронут до глубины души!

- Следите за их успехами?

- Конечно! Многим моим воспитанникам сейчас и по 35, и по 40 лет, и я ни один ветеранский турнир стараюсь не пропускать. Прихожу на стадион, занимаю место на трибунах и смотрю, как они играют. Душа радуется! Есть воспитанники, которые пошли по моим стопам - это Илья Травин, Рустэм Алымов, Кирилл Караховский, Алексей Стогов. Все они занимаются тренерской работой, что мне особенно приятно. Всегда рад, когда удается помочь им в работе словом или делом. Они ведь для меня по-прежнему дети, хоть уже и очень взрослые…

Евгения Конкина

 

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.